Результат оценки профессиональных рисков
Главный результат — выявленный, описанный и проанализированный профриск. Но, он не может существовать просто в сознании работодателя и работника. Факт его наличия документируется в обязательном порядке.
Несмотря на то, что проведение ОПР обязательная по закону процедура, конкретного перечня обязательных документов, отражающих ее результаты законом не утверждено. Самый часто используемый перечень документации по ОПР определила практика ее проведения. В этот комплект входят:
- положение об оценке профрисков;
- приказ о комиссии по проведению ОПР;
- реестр идентифицированных опасностей;
- карты оценки профрисков;
- перечень мероприятий по управлению профрисками (контролю, минимизации воздействия, исключению).
Положение — это основной локальный документ по профрискам. Он описывает эту базовую процедуру, входящую в состав системы управления охраной труда. Он не обязательный локальный акт, поэтому его можно заменить отдельным разделом в Положении о СУОТ.
Любое заключение о характере условий труда на рабочих местах носит коллегиальный характер. Другими словами мнения одного специалиста недостаточно, чтобы выявить ту или иную опасность для работника. Поэтому процедура ОПР проводится комиссионно. Для создания комиссии руководитель издает соответствующий приказ.
Все найденные риски должны быть на виду, в том числе и на бумаге. Для грамотного управления профрисками работодателю нужно собрать их в единый список. С помощью него, например, информируются работники на вводном инструктаже об опасностях и рисках, имеющихся на предприятии. Еще он служит основой для разработки перечня мероприятий по управлению профрисками.
Риски и опасности обнаруживаются на каждом рабочем месте предприятия отдельно. Некоторые риски могут пересекаться между собой, а некоторые бывают сугубо индивидуальными. Все они в обнаруженном виде фиксируются и отражаются в карте оценки профрисков.
Все собранные сведения о профрисках подвергаются анализу. Результат — осознание необходимости проведения мероприятий, которые помогут устранить опасность, снизить её воздействие или поставить на контроль. Документально все запланированные действия работодателя в работе с найденными рисками и опасностями включаются в перечень мероприятий по управлению ими.